ISSN 0201-7385
ISSN 2074-6636
Сопоставление русской, английской и немецкой версий макартуровского опросника: языковая картина мира и языковая рефлексия детей-билингвов

Сопоставление русской, английской и немецкой версий макартуровского опросника: языковая картина мира и языковая рефлексия детей-билингвов

Аннотация

В статье приводится сравнительный анализ лексического наполнения русскоязычной, англоязычной и немецкоязычной версий Макартуровского опросника, одного из инструментов диагностики речевого развития детей раннего возраста. На основе сопоставления опросников билингвальных детей рассматриваются возникающая у билингвов языковая картина мира, а также языковая рефлексия таких детей. В результате делаются выводы о том, что языковая картина мира билингвального ребёнка формируется на основе более сильного для него на тот момент языка, расширяясь за счёт второго языка, а языковая рефлексия у билингвальных детей возникает часто раньше, чем у монолингвальных, сначала на более сильном языке.

Литература

Гридина И. Н. Гипо-гиперонимические отношения в ментальном лексиконе детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / И.Н. Гридина. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 24 с.

Доброва Г.Р., Рингблом Н.Е. Чем «херитажный» (унаследованный) язык отличается от второго (неродного)? Проблемы онтолингвистики, 2017. Освоение и функционирование языка в ситуации многоязычия: Материалы ежегодной международной научной конференции. Иваново: Листос, 2017. С. 10–24.

Елисеева М.Б., Вершинина Е.А., Рыскина В.Л.. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Листос, 2017. 76 с.

Имедадзе Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком / Н.В. Имедадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1979. 229 с.

Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. М.: Издательство Московского университета, 1978. 166 с. Овчинникова И.Г., Силантьева М.С. Юмор как компонент метаязыковой способности ребёнка / И.Г. Овчинникова, М.С. Силантьева / Антро-

поцентрический подход к языку. Межвузовский сборник научных трудов в двух частях. Часть II. Пермь: ПГНИУ, 1998. С. 186–192.

Унарова В.Я., Хамраева Е.А. Развитие метаязыковых способностей у младших школьников-билингвов как самостоятельная задача обучения языкам / В.Я. Унарова, Е.А. Хамраева / Педагогическое образование в России. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2019. No 1. С. 31–37.

Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б., Кузьмина Т.В. Дети о языке: Приложение No 2 к трудам постоянно действующего семинара по онтолингвистике. СПб.: Союз, 2001. 144 с.

Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 c.

Шмелёва Т.В. Языковая рефлексия. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск: Изд-во КГУ, 1999. Вып. 1 (8). С. 108–110. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста /

В. Штерн. Минск: Харвест, 1915/2003. 400 с.

Donaldson M. Children’s minds. M. Donaldson. London: Harper Perennial,

2006. 162 p.

Fenson L. The MacArthur Communicative Development Inventories: User’s

Guide and Technical Manual, 2-nd ed. L. Fenson, P.S. Dale, J.S. Reznick, D. Thal, E. Bates, J.P. Hartung, S. Pethick, J.S. Reilly. Baltimore: Paul H. Brookes, 2007. 188 p.

Mechelli А., Crinion J., Noppeney U., O’Doherty J.P. Neurolinguistics: Structural plasticity in the bilingual brain [Электронный ресурс]. А. Mechelli, J. Crinion, U. Noppeney, J.P. O’Doherty. Nature. London: Nature Publishing Group, 2004. No 431, November. 757 р. Режим доступа: https://clck.ru/L3WvA

Rosch E. Human categorization. E. Rosch. Advances in cross-cultural psychology. 1975. Vol. 1. London: Academic Press, 1977, pp. 1–72.


Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 01.01.2020

Принята к публикации: 01.02.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2020

Ключевые слова: языковая картина мира, билингвизм, симультанный билингвизм, диагностика речевого развития детей раннего возраста, Макартуровский опросник, онтолингвистика, социокультурные реалии, речевой онтогенез, языковая рефлексия, метаязыковая деятельность

Доступно в on-line версии с: 31.03.2020

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2020