ISSN 2074-6636
ISSN 2782-6651 (Online)
En Ru
ISSN 2074-6636
ISSN 2782-6651 (Online)
Архаизация лексики в видеоиграх. Источники архаичной лексики и её передача в локализации

Архаизация лексики в видеоиграх. Источники архаичной лексики и её передача в локализации

Аннотация

В настоящее время на рынке видеоигровых программных продуктов представлено значительное число видеоигр, текстовые материалы которых содержат архаичную лексику. Целью исследования является анализ и поиск источников архаичной лексики в видеоиграх, а также установление основных способов их передачи в локализациях на других языках. Основными для данного исследования стали типологический и сравнительно-исторический методы, а также контекстуальный анализ. В статье содержатся указания на некоторые видеоигровые программные продукты, обладающие наиболее ярко выраженными примерами архаичной лексики, имеющей под собой различный базис, а также производится анализ видеоигровых сеттингов, как одного из основных источников архаизованной лексики. Как правило, сеттинг видеоигрового программного продукта является определяющим фактором для использования определённых видов лексики, в том числе архаизмов. Видеоигровой сеттинг, являясь отражением идей разработчиков, несёт в себе информацию о конкретном временном периоде или религиозном течении, вокруг которых строится сюжет видеоигры. Локализация архаизованной лексики видеоигр представляет значительные трудности даже для опытных работников индустрии локализации видеоигр. Согласно результатам проведённого исследования, существует несколько способов для локализации архаичной лексики. Среди этих способов выделяются прямое заимствование лексической единицы, а также транслитерация и транскрибирование. Выбор подходящего способа локализации архаичных лексических единиц непосредственно зависит от источника подобной лексики, которым, в свою очередь, становятся религиозная и историкотрадиционная составляющая видеоигрового сеттинга. Как правило, для архаичной лексики, имеющей под собой религиозный базис, наиболее употребительным является способ прямого заимствования из сакральных текстов. В то же время лексика, свойственная определённой эпохе или традиционному укладу какого-либо географического региона, чаще всего подвергается транслитерации или транскрибированию при её переводе на другие целевые языки.

Литература

2B OR NOT 2B. Исторические и культурные референсы SekiroTM: Shadows Die Twice — Игры на DTF. [Электрон. ресурс]. 2B OR NOT 2B, 2020. Режим доступа: https://dtf.ru/games/186379-istoricheskie-i-kulturnyereferensy-sekiro-shadows-die-twice (Дата обращения 31.01.2022).

Ветхий Завет : Псалтирь: Псалом 136 / Патриархия.ru [Электрон. ресурс], 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/ps/136/ (Дата обращения 31.01.2022).

Джошуа Грэхем. Убежище. Fandom [Электрон. ресурс]. Fandom, 2010. Режим доступа: https://fallout.fandom.com/ru/wiki/Джошуа_Грэхем (Дата обращения 31.01.2022).

Джоди Доул, Кристина Курцке, Линдсей Сильверман, Пол Ван Аллен.

Боке для начинающих. Советы по фотосъемке — Nikon [Электрон. ресурс], Дж. Доул, К. Курцке, Л. Сильверман, П. Ван Аллен, 2015. Режим доступа: https://www.nikon.ru/ru_RU/learn-and-explore/photography-articles. tag/learn_and_explore/photography_articles/bokeh-for-beginners.dcr (Дата обращения 31.01.2022).

Мицумоно.ру — маленькая энциклопедия о ниндзя [Электрон. ресурс], 2011. Режим доступа: http://mitsumono.ru/ (Дата обращения 31.01.2022).

O'Rin of the Water. SekiroTM: Shadows Die Twice Wiki. Fandom [Электрон. ресурс]. Fandom, 2019. Режим доступа: https://sekiro-shadows-die-twice. fandom.com/wiki/O'Rin_of_the_Water (Дата обращения 31.01.2022).

Sabimaru. SekiroTM: Shadows Die Twice Wiki. Fandom [Электрон. ресурс]. Fandom, 2019. Режим доступа: https://sekiro-shadows-die-twice.fandom.com/ wiki/Sabimaru (Дата обращения 31.01.2022).

SekiroTM: Shadows Die Twice — GOTY Edition on Steam [Электрон. ресурс]. Steam, 2019. Режим доступа: https://store.steampowered.com/ app/814380/Sekiro_Shadows_Die_Twice__GOTY_Edition/ (Дата обращения 31.01.2022).

SekiroTM: Shadows Die Twice — Game of the Year edition [Электрон. ресурс]. PS Store, 2019. Режим доступа: https://store.playstation.com/de-de/ product/EP0002-CUSA13801_00-SEKIROGAME000001 (Дата обращения 31.01.2022).

Чимде О. Христианские мифы в видеоиграх — Игромания. [Электрон. ресурс]. О. Чимде, 2012. Режим доступа: https://www.igromania. ru/article/21211/Hristianskie_mify_v_videoigrah.html (Дата обращения 31.01.2022).

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 31.01.2022

Принята к публикации: 02.04.2022

Дата публикации в журнале: 30.04.2022

Ключевые слова: архаичная лексика, локализация программного продукта, игровой сеттинг, перевод сакральных текстов, религиозный дискурс

Доступно в on-line версии с: 30.06.2022

Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022